Полная разборка и смазка катушки Shimano Biomaster C3000. Устройство и эксплуатация безынерционной катушки — шток для крепления и подачи шпули

Речь пойдет о безынерционной катушке для фидерной ловли. Данный агрегат весьма внушительных размеров поставляется в глянцевой коробке, на которой присутствует вся необходимая информация на нескольких языках, включая Русский, немецкий штрих-код и взрыв-схема катушки с перечнем деталей, а так же пакетик с оригинальными стопорами Balzer для крепления лески к шпуле с внутренней стороны. Кроме того на коробке присутствует фото идейного вдохновителя компании, известного чемпиона фидерной Michael Zammataro, на самой катушке так же нанесено его имя.

Катушка с передачей 4,8:1 комплектуется неглубокой металлической шпулей диаметром 67мм из алюминиевого сплава. Шпуля цилиндрической формы, судя по маркировке для тонких лесок, вмещает их соответственно 0,08/350м, 0,10/200м, 0,12/150м. Масса шпули 137г. Фрикционный тормозной пакет состоит из набора фетровых и стальных шайб. На шпуле имеются подпружиненная клипса для крепления лески и отверстие для привязывания лесок с помощью входящих в комплект стоппоров, упомянутых выше.

Ручка катушки металлическая, точеная из алюминиевого сплава, с креплением на мощной резьбе М7. Кноб массивный, ухватистый, вращается на подшипнике и пластиковой втулке. Масса этой мощной рукояти 75г.

Подшпульный узел устроен довольно просто, из легко-съемного пакета пластиковой трещотки, гайки М12 с правой резьбой и стопорного самореза. Сняв трещотку, выкрутив саморез и гайку, снимаем ротор. Он выполнен из пластика, жесткой и прочной конструкции. Масса ротора в сборе без малого 131г. На крылях ротора с внутренней стороны устроена защита от попадания лески в подшпульное пространство, в виде полосок из мягкого ПВХ, или резины.

Под ротором нас ждет вполне стандартный доступ к механизму обгонной муфты. Подшипник, закрывающий обгонку со стороны ротора можно разглядеть, не откручивая крышку. Открутив пару саморезов, снимаем кольцо механизма автоматического закрывания дужки, на нем есть для этого специальный выступ.

Шток из нержавеющей стали, диаметр его аж 5мм! Закреплен к каретке посредством гайки с правой резьбой под обычный рожковый ключ 5-5,5мм. Между ним и кареткой две защитных шайбы из стали и пластика.

Выкрутив два винта из каретки бесконечника, снимаем защитную пластинку, под ней видим бегунок бесконечника на пластиковой втулке – стандартное решение, при желании любители апгрейда могут воткнуть в этот узел подшипник.

Вытаскиваем из своего гнезда крепежную пластину в хвостовой части корпуса, тем самым получая возможность для извлечения бесконечного винта и обеих его направляющих. Так как надобность в полной разборке отсутствует пока, то возвращаем все на место, отметив наличие бронзовой (или латунной) втулки на хвостовике бесконечника (для любителей апгрейда еще возможность установки подшипника).

Проверяем узел ролика лесоукладывателя, там установлен подшипник. И проверяем механизм фиксации и пружину дужки лесоукладывателя, там тоже все стандартно и просто.

Безынерционные катушки

Смазки и масла Redlub для Безынерционных катушек

Большинство спиннинговых катушек разработаны для многолетней работы, при правильном обращении и своевременном обслуживании. Основные рекомендации по техническому обслуживанию, которые могут применяться для всех спиннинговых катушек: 1) Используйте только небольшое количество материала при смазке, так как избыток может повлиять на работу катушки;
2) Чем чаще используется изделие, тем чаще и тщательнее должно производиться обслуживание; 3) Ваша катушка должна быть очищена и повторно смазана, если она упала в грязь, песок, а во многих случаях и после "утопления";
4) Катушка должна быть полностью разобрана, очищена и смазана по-меньшей мере 1 раз в год, перед наступлением сезона активной ловли. Принципиальная схему смазки приведена ниже. Точки смазки следующие (некоторые названия деталей будут варьироваться на разных изделиях). Смазка: кривошипная шестерня, кривошипный вал, шестерня, узел центрального вала, подъемная рукоятка, роликовое колесо, противоскользящая шайба / трещотка, шайбы и втулки. Смазочные материалы Redlub обладают широчайщим спектром применения в рыболовных катушках, от сверх-лёгкого до тяжелого классов.

Схема смазки катушки Ryobi Excia MX 3000

Рекомендованная схема применения масла и смазок RedLub для рыболовной катушки Ryobi Excia MX в размерах 3000-4000.

Схема смазки катушки Shimano 15 Twin Power 4000 PG

Рекомендованная схема применения масел и смазок Redlub для рыболовной катушки Shimano Twin Power TP-4000 PG.
Катушка редкой судьбы. Поймала клина на первой же рыбалке по причине пережатой ГП. Попала в руки хорошего специалиста, и получила новую жизнь благодаря правильным рукам и смазочным материалам Redlub. Для смазки катушки была использована следующая схема: Теперь владелец наслаждается её бархатистым звуком, сопровождающим ход. Всем удачных рыбалок!

Схема смазки катушки Shimano 15 Stradic 2500s


Synth MV Главная Пара

Uni Grease Бесконечный Винт и напр. Нож БВ

PTFE Grease Элементы трения внутри Ротора(пружинки, полозья клавиши)

Uni Grease РЛУ, Толкатель дужки, пружина

PTFE Grease Диски фрикциона

WT Reel Oil Обгонная муфта

WT Grease Ось кноба

WT Reel Oil Шток

LV Grease Подшипники

PTFE Grease Шарнир ручки

WT Grease Гайка фрикциона


НХНЧ, рыбаки!

Схема смазки катушки Daiwa Crest 2500

Одна из хорошо себя зарекомендовавших схем для смазки: Главная пара - MV Grease Вспомогательные шестерни - WS + WT Reel Oil Направляющие - PTFE Grease Подшипники - LV Grease Начинка ротора - PTFE Grease Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil

Схема смазки катушки Shimano 17 Ultegra C3000

Схема смазки катушки Shimano 16 Stradic Ci4+ 2500s

  • Главная пара - MV Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WS Grease + WT Reel Oil
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Трещётки - WT Grease

Схема смазки катушки Ryobi Zauber CF 3000

  • Главная пара - MV Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - PTFE Grease
  • Подшипники - WT Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - UNI Grease
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil

Схема смазки катушки Shimano 11 Biomaster 4000

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - WS Grease
  • Бесконечный винт - UNI Grease
  • Направляющие - UNI Grease + WT Reel Oil
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Daiwa 17 Exceler LT 3000D-C

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Направляющие - WT Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушка Daiwa 11 Theory 2500

Главная пара - MV + WS Grease Вспомогательные шестерни - Uni Grease Начинка ротора - PTFE Grease Фрикционный тормоз - Uni Grease Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Daiwa 08 Advatage 4000 (Битая)

Схема смазки выбрана так, чтобы максимально сгладить шумы: Главная пара - PTFE Grease Вспомогательные шестерни - Uni Grease Направляющие - WT Grease Начинка ротора - PTFE Grease Фрикционный тормоз - PTFE Grease Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушек Daiwa серии KIX

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Направляющие - WT Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Ryobi Ecusima 3000

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease (нижние - PTFE)
  • Направляющие - WT Grease
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - UNI Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil

Схема смазки катушки Shimano 16 Nasci 2500

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease (Низ PTFE)
  • Направляющие - WT Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - Uni + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 13 Biomaster SW 5000

Опробованная и хорошо зарекомендовавшая себя схема смазки: Главная пара - Uni Grease Вспомогательные шестерни - Uni Grease Бесконечный винт - WS Grease Нож бесконечника - Uni Grease Направляющие - WT Grease + WT Reel Oil Начинка ротора - PTFE Grease Фрикционный тормоз - PTFE Grease Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 12 Rarenium CI4+ 4000FA

Хорошо себя показвшая схема смазки, на умеренно "уставшей" катушке:

  • Главная пара - Uni Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WT Grease
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 12 Ultegra 2500

  • Главная пара - MV Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WT Grease + WT Reel Oil
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - UNI + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 08 Biomaster 1000

Cхема смазки для катушки в хорошем состоянии без износа пары:

  • Главная пара - WT Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WT Grease + WT Reel Oil
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil

Схема смазки катушки Ryobi Krieger 3000

Cхема смазки хорошо себя показавшая на уже послужившей катушке:

  • Главная пара - WS Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - UNI + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil

Схема смазки катушки Shimano 17 Ultegra C2000S

Cхема смазки новой катушки, с целью пересмазать и придать мягкость хода:

  • Главная пара - Uni Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WT Grease + WT Reel Oil
  • Подшипники - LV Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - UNI + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 15 Sedona 2500

  • Главная пара - MV Grease
  • Вспомогательные шестерни - Uni Grease
  • Направляющие - WT Grease
  • Начинка ротора - PTFE Grease
  • Фрикционный тормоз - PTFE Grease
  • Ролик лесоукладывателя - Uni + WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Схема смазки катушки Shimano 09 Rarenium CI4+ FB

Хорошо показвшая я себя схема смазки на катушке уже видавшей многое:

  • Главная пара - Uni Grease
  • Вспомогательные шестерни - MV Grease
  • Бесконечный винт - WS Grease
  • Направляющие - WT Grease
  • Подшипники - WT Grease
  • Начинка ротора - Uni Grease
  • Фрикционный тормоз - Uni Grease
  • Ролик лесоукладывателя - WS+ WT Reel Oil
  • Шток и обгонная муфта - WT Reel Oil
  • Герметизация корпуса - WT Grease

Детальное сравнение катушек Shimano Stradic 16 и Complex 17

На youtube канале Onlyspin появился замечательный ролик - сравнениу двух катушек Шимано. Приятного просмотра.

Мультипликаторные катушки

Масла и смазки Redlub для Мультипликаторных катушек

Большинство мультипликаторных катушек разработаны для многолетней надежной работы при правильном использовании и обслуживании. Основные рекомендации по техническому обслуживанию, которые подойдут для большинства "мультов": 1) Проявляйте осторожность при нанесении масла, смазки и используйте только небольшое количество каждого материала, избыток может сказаться на работе изделия;
2) Чем чаще используется изделие, тем чаще и тщательнее должна обслуживаться катушка; 3) Изделие должно быть очищено и повторно смазано как после солено-водного использования так и если она упала в грязь, песок, а зачастую и после "утопления;.
4) Как минимум один раз в год, катушка должна быть очищена и смазана.
Точки смазки следующие (некоторые описания деталей могут варьироваться):
Смазка: главный редуктор, шестерня, зубчатый хомут, червячный вал (легкая смазка), червячный редуктор, разделительный ползун, защитный кожух червячного вала, трещотка Anti-Reverse (если применимо), непрерывная антиреверсная муфта сцепления (если применимо) и втулки,
Масло: Шпиндельный вал, концы вала катушки, ручки ручек (с обеих сторон), механизм освобождения катушки, балка стабилизатора уровня и шариковые подшипники.
Наиболее общая схема применения смазочных материалов Redlub, в случае с мультипликаторными катушками выглядит следующим образом:

Мультипликаторные катушки (Медиум - Хард)

Диски фрикционные - PTFE Grease

Элементы трения внутри кузова (пружинки, полозья клавиши) - WT Grease

Привод бесконечника - Uni Grease*

Приводные шестерни (ГП) - PTFE Grease

Бесконечник - WT Grease

Гнездо водила - Reel Oil

Обгонка - LV Reel Oil

Торцы клавиши - PTFE

*в зависимости от комбинации материалов шестерен

Мультипликаторные катушки (Медиум - Лайт)

Диски фрикционные - PTFE

Элементы трения внутри кузова (пружинки, полозья клавиши) - Winter Grease

Привод бесконечника - Winter Grease*

Приводные шестерни (ГП) - Winter Grease

Бесконечник - LV Grease

Гнездо водила - LV Reel Oil

Обгонка - LV Reel Oil

Торцы клавиши - PTFE

*в зависимости от комбинации материалов шестерен.

Фидерные катушки

Схема смазки фидерной катушки Preston PСR 4000 и 5000

А вот подоспела и первая рабочая схема смазки для фидерных катушек фирмы Preston с использованием смазочных материалов Redlub.

PRESTON PСR 4000 и 5000


Данный раздел будет дополняться, следите за обновлениями!

Общие вопросы

Следует ли обслуживать рыболовные катушки?

Этот вопрос до сих пор поднимается и обсуждается в рыболовном сообществе по всему миру. Мы отвечаем - Да. Обслуживать рыболовные катушки необходимо. Механизм рыболовной катушки в процессе экплуатации подвергается, в зависимости от условий, различным нагрузкам. А любой механизм, независимо от наш
их желаний, подвержен износу. Большинство новейших катушек именитых производителей будут доставлять вам удовольствие рыбной ловли по-крайней мере несколько лет. Изделиям менее именитых производителей может понадобиться техническое обслуживание уже через сезон или раньше. Отдельно следует сказать про рыболовные катушки, приезжающие в нашу страну от Китайских производителей. Известны случаи когда не единичные катушки, а целые партии приезжали с заводов "сухими". А уж появлением разного рода звуков, уже в первый год эксплуатации - можно удивить не многих.
Одним из главных желаний любого рыболова является долговечность экплуатации катушек. Да-да, каждый из нас желает, чтобы его катушка служила максимально долго. В большинстве случаев, своевременное техническое обслуживание, позволит избежать проблем с износом, коррозией, заклиниванием, устранит различные звуки, и вы сможете вновь наслаждаться рыбалкой в полной мере. Лишь в первый раз вам придётся затратить значительное время. В дальнейшем, с опытом, это станет для вас лёгкой задачей и будет занимать от 30 минут до часа.

Как подготовиться к самостоятельному обслуживанию катушки?

Отдельно следует остановиться на процессе подготовки к самостоятельному обслуживанию рыболовной катушки. Предварительный этап: 1) Подготовьте взрыв-схему своей катушки (идёт в коробке при продаже) или же в сети Интернет. 2) Если вы в первый раз приступаете к ТО рыболовной катушки, следует запастись терпением и временем, вам потребуется от 1 до 2 часов. 3) Подготовьте рабочее пространство, уберите с рабочей поверхности всё лишнее. 4) Застелите рабочее пространство. Подойдет пара-тройка одноразовых бумажных полотенец, листов бумаги А4 или же кусок, желательно белой, ткани.
Расходные материалы: 1) Вам понадобятся от одного до трёх видов пластичных смазок компании RedLub; 2) Специализированные масла для катушек RedLub; 3) Промывочная жидкость. Прекрасно подойдет очиститель для автомобильных тормозов (в аэрозольном баллоне). Постарайтесь избегать растворителей, оставляющих после себя жировые плёнки на поверхностях; 4) Пара ватных палочек; 5) Чистая ветошь.
Инструменты и вспомогательные материалы: 1) Набор отвёрток или же отвёртка с набором насадок, обязательно хорошего качества; 2) Гаечные ключи №8-10 и №12-14; 3) Небольшие пассатижи; 4) Пинцет для работы с мелкими деталями; 5) Пара кисточек с короткой и плотной щетиной; 6) Небольшая ёмкость для промывочной жидкости. Для промывки закрытых подшипников с их разборкой, вам понадобится нечто на подобии носика от клея или герметика.

Как обслужить закрытые шароковые подшипники?

Этот вопрос актуален для многих рыболовов.

И если сложностей с открытыми шарами возникает крайне мало, в виду особенности их конструкции, то закрытые подшипники (как неразборные, так и разборные) могут доставить много сложностей.

Тут уж каждый из нас должен сделать выбор самостоятельно, кто он – варвар, пират или гусар? – Мы с большой долей уверенности заявляем, что «выдирать» пыльники из закрытых подшипников – это варварство. Нижеприведенный текст поможет Вам решить проблему с высохшей смазкой в подшипниках Ваших катушек.

Длительный срок эксплуатации, ловля в различных погодных и температурных условиях, влага – вот основные факторы, которые влияют на появление посторонних звуков в закрытых шариковых подшипниках. Тут следует отметить, что открытые подшипники в ещё большей степени подвержены внешнему воздействию.

Длительная промывка закрытых «шаров» в смеси растворителей, с периодическим их прокручиванием для разработки и дальнейшего размягчения остатков старых смазочных материалов, позволит очистить подшипник от высохшей смазки.

Конечно, профессионалы с большим потоком «катухла» применяют для этих целей Ультразвуковые ванны, что значительно ускоряет и облегчает процесс. Но не стоит отчаиваться – периодическое проворачивание подшипников, длительный срок воздействия очистителей, и даже в домашних условиях можно добиваться превосходных результатов.

И так, вы промыли шары и удалили из них всю застарелую и высохшую смазку?

Теперь Вам понадобится Redlub LV Grease и поход в аптеку, для приобретения шприца для инъекций инсулина.

Расстояние между пыльниками подшипников и внутренней обоймой составляет доли миллиметров. Будьте аккуратны и осторожны!

Плотно прижмите иглу наполненного смазкой шприца. Прижимайте иглу скошенной стороной к шву подручной микро-отверткой (пинцетом, пальцем и т.п.), и медленно выдавливайте смазку, плавно прокручивая подшипник свободным пальцем.

Помните о том, что избыток смазки тоже вреден. Дерзайте и у вас всё получится.


Ваши «шары» будут как новые;)

Подготовлено с применением материалов в открытом доступе. Климова А.И.

Смотрите видео версию в Инстаграме Алексея: https://www.instagram.com/p/BgYrS0lAvAi/?taken-by=klimov.a.i

Наборы смазочных материало RED LUB

Shimano на бесконечнике (1000-2500):

WS Grease - бесконечный винт

Shimano на бесконечнике (3000+):

PTFE Grease - фрикционный тормоз, ротор

WT Reel Oil - шток, стопор обратного хода, разбавление синтетических гризов

Мульты простые:

WS Grease - шестерни главной пары

WT Reel Oil - стопор обратного хода, ось пиньона, шпульные подшипники (для катушек работающих с весами 15+ гр.) тормозное зеркало, разбавление синтетических гризов

Мульты микромодуль:

PTFE Grease - Трущиеся детали (щёчки клавиши, механизм размыкания ГП, рама под всем механизмом)

MV Grease - шестерни главной пары

WT Reel Oil - стопор обратного хода, ось пиньона, шпульные подшипники (для катушек работающих с весами 15+ гр.) тормозное зеркало

Дайва на кулисе (3000+):

WS Grease - шестерни главной пары

PTFE Grease - фрикционный тормоз, ротор

WT Reel Oil - шток, стопор обратного хода, разбавление синтетических гризов

Дайва на кулисе (до 2500):

MV Grease - шестерни главной пары

PTFE Grease - фрикционный тормоз, ротор

WT Reel Oil - шток, стопор обратного хода, разбавление синтетических гризов

Тарельчатые пружины (подпружинивающие шайбы) для Бесконечных винтов.

Как применять, устанавливать и зачем они нужны. Смотрите в видео на канале Алексея Климова.

Китайские катушки

Обслуживание рыболовных катушек Китайского производства

Существует великое множество производителей рыболовных товаров из Китая. Общие принципы проектирования и заимствование технологий, применение наиболее простых технических решений - вот наиболее общее описание рыболовных катушек из Китая. В скором времени здесь появится обширный FAQ по техническому обслуживанию рыболовных катушек из Китая. Следите за обновлениями.

Тех. документация

Листы технического описания смазочных матриалов Redlub

Лист технического описания Redlub Synth Winter Grease Redlub Synth MV Grease Лист технического описания Redlub Synth Uni Grease Лист технического описания Redlub Synth WT Grease Лист технического описания Redlub Synth PTFE Grease Лист технического описания Redlub Synth WT Reel Oil Лист технического описания тестируемой смазки Redlub Synth WS Grease

Обслуживание рыболовных катушек, их подготовка к сезону или условиям конкретной рыбалки — задача не из лёгких.

Преодолеть все сложности вам поможет данный раздел нашего сайта.

Здесь вы найдете:

    Советы по конкретному применению смазок и масел для рыболовных катушек;

    Консультации специалистов с многолетним опытом работы;

    Полноценные инструкции и карты применения смазок и масел для рыболовных катушек ведущих производителей.

​ ​

Если вы не нашли ответ на свой вопрос в материалах данного раздела —
задайте его нам! Наши специалисты обязательно ответят!

Если любимая катушка стала издавать звуки, несовместимые с рыбалкой, и ты потерял покой
сон, то читай ниже, неизлечимых болезней нет!

Пока на улице снова льет, как из ведра, вместо очередной рыбалки решил потратить время на тщательный осмотр новой игрушки. О катушках итальянской марки ALLUX наверняка уже слышали многие. После обзоров коллег, решился таки тоже завести себе такую вещь, как запасную к паре своих Твинов. Хотя кто знает, пару сезонов назад купил про запас катю от ABU Garcia, так сейчас она в деле бывает почаще, чем Твин и Рарениум.

Ну, начнем собственно сам осмотр нашей пациентки. В просторной глянцевой коробке помимо самой катушки в целлофановом пакетике, есть ее подробная взрыв-схема и пакетик с дополнительными шайбами подшпульного узла. На коробке присутствует информация в виде таблицы с краткими ТТХ агрегата на английском и итальянском языках и сведения, что изделие изготовлено за пределами евросоюза, по штрих-коду принадлежность - Италия. Всё честно и понятно. Сама по себе катушка исполнена в классическом стиле и строгом, я бы даже сказал, подчеркнуто строгом дизайне.



Сразу выяснил к какому размеру по японским меркам можно отнести данную катушку. У меня получилось нечто среднее по габаритам между 2500 и 3000.



У "Рутениума" широкая неглубокая матчевая шпуля диаметром аж 55мм. То есть имеем некоторое увеличение дальности заброса + некоторое увеличение скорости подмотки без увеличения передаточного соотношения (5,1:1 в моем варианте). На шпуле присутствует информация о вместимости лески и защите от влаги фрикционного тормоза. Без гайки фрикциона шпуля весит 44 с половиной грамма, с гайкой 51г. Для таких габаритов масса невысокая, добились этого конструкторы за счет мощной перфорации и выборки металла. Разбирать шпулю полностью не стал, пока новая, нечего там делать. Да, кстати, на шпуле аж две клипсы для закрепления лески и обе подпружинены.





Ручка "Рутениума" на шестиграннике, с фиксирующими зубьями, что исключает люфт. Имеется небольшая выборка металла в целях облегчения конструкции и соответствия общему ажурному дизайну, масса ручки 33г. Кноб с поверхностью из EVA приятный на ощупь и удобный в обращении, судя по схеме на двух подшипниках. Открутив пластиковую заглушку, верхний подшипник я увидел, поэтому разбирать полностью уже не стал.



Сам корпус катушки с ротором весит 166г, материал судя по всему какой то сплав на основе алюминия, хотя понять очень непросто благодаря матовому покрытию черного цвета. Создан корпус очень компактным, плотно сбитым, зазоры минимальные, все детали сочленяются очень плотно, похоже о возникновении возможности проникновения влаги внутрь можно забыть. Рычажок переключателя стопора расположен снизу, средних размеров, нащупать его проблем не составит, я думаю, даже в перчатках.






Далее снимаем ротор, опять же из-за покрытия не совсем ясен материал его, возможно это какой то пластик. Конструкция ажурная, но весьма прочная, в силу большого количества ребер жесткости. Масса ротора в сборе с дужкой лесоукладывателя 61г, что для его габаритов очень неплохо. В корпусе под снятым ротором тем временем обнаруживаю еще один подшипник, расположенный согласно схемы.



Узел ролика лесоукладывателя тоже не разочаровал - конструкция проста и надежна, подшипник в комплекте, смазка есть, ролик имеет покрытие золотистого цвета, вероятнее всего нитрид титана.




Делать полную разборку новой катушки, не требующей смазки и регулировки, считаю нецелесообразным. Искомые подшипники я нашел, их расположение соответствует прилагаемой схеме (8+1). Смазка во всех узлах присутствует, никаких посторонних шумов катушка при работе не издает, ход плавный, легкий. Под занавес, после обратной сборки, намотал на шпулю шнур, укладка вполне достойная для столь бюджетной катушки с планетарной схемой. Сама по себе разборка/сборка "Рутениума" ничего сложного не представляет. Нужны лишь две крестовых отвертки, ключ или головка на "11" для снятия ротора и одна плоская отвертка для откручивания заглушки на кнобе.

Осталось проверить катушку на воде и рыбе, хотя это уже многие сделали до меня.



В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют "Fixed spool reel"- катушка с фиксированной шпулей . Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной - фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так - же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно - поступательных движений шпули, перемещающейся "вперед-назад" под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед - назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы - . Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним - шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску - в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно - поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули "вперед - назад" соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ("вперед") леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую ("назад") - следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно - шатунной передачей :
1. червячная передача называемая "бесконечным винтом" - кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно - шатунная передача с использованием кулисы называемая "локомотивной" - некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно - поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули - длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая "шагом укладки лески". Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла "вперед - назад" шаг подачи, обеспечивает прямую - цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же - прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.


-прямая (цилиндрическая уклада) - имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае - геометрическая форма шпули, в другом - форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом - имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески . Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом - имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода "бород", необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 - 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески - она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

- цилиндр ("прямая")

- конус ("конусная")

- обратный конус ("обратно-конусная")

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 - размер увеличивается от меньшего числа к большему; от "1000" до "12000" с размерным шагом "500", т.е. "1000", "1500", "2000", "2500" и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от "1000" до "5000". Большие катушки, от "5000" и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 - размер увеличивается слева направо; от "020", "025", "030" и выше с размерным шагом "005" .

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер "1000" соответствует размеру "020", "1500"-"025", "2000"-"030"и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами "AH" перед цифровой подписью "2000".

Какого размера брать катушку; "1000" - "тысячник" или "2000" - "двухтысячник" зависит от того с каким вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование "гармонии снасти", с учетом общего а. С легкими удилищами класса Ультро - Лайт (UL) используют "тысячники" или "полутора тысячники", для класса Лайт (L) рекомендуются "полутора тысячники" или "двух тысячники", по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате "mm /m" - диаметр лески/длина лески. Например, "0.18/240 0.20/200 0.25/140" означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом "Gear ratio" и отношением чисел. К примеру: "5,0:1" означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; "3.6:1" - за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так - как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой "спектр" передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1 .

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели - поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

- тихоходные (силовые) - передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля "троллингом".

- универсальные - передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

- скоростные - передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких с джиг - головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти - характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно .

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти , позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма , размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), д ля предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки - считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: "стопор обратного хода" или "антиреверс" . Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот "рычажок - флажок" - переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: "стопор реверса" , "антиреверсный стопор" , "реверсный фиксатор" и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК - не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода , основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол - «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя - спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора - раскрутите ротор катушки двумя - тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти - при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма - недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода - необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти "на себя", при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки - визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
- Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
- Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: "Джеймс Кук - 1764 год". Я его поджигаю, а он горит...
Первый, почесав голову.
- Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик - то погаси!

Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс!

  1. Корпус с механизмом и лапкой для крепления к удилищу. Является литой составной формой из металла, пластмассы, или углепластика. Технически сложным устройством безынерционную катушку можно назвать из-за механизма, находящегося в корпусе катушки.
  2. Ротор с откидной дужкой механизма лесоукладывателя. Механизм создает вращательное движение ротора, который снабжен подвижной дужкой лесоукладывателя. Во время заброса дужку нужно откинуть, что обеспечивает сход лески со шпули. Во время подмотки леска укладывается на шпулю роликом, который установлен на дужке, находящейся в закрытом состоянии.
  3. В катушке для хранения лески используется неподвижная шпуля, которая обычно изготовляется из сплавов металла и полимеров.
  4. Вращательное движение всему механизму задается ручкой .

Вышеперечисленное является основными элементами безынерционной катушки. Всё остальное оснащение, представляет из себя дополнения, которые делают эксплуатацию более удобной и увеличивают функционал.

Основные характеристики рыболовных катушек:

  1. Передаточное число.
  2. Плавность и легкость хода.
  3. Тип устройства подачи шпули.
  4. Вес и материалы изготовления.
  5. Мощность.
  6. Скорость подмотки.
  7. Наличие стопора обратного хода.
  8. Фрикционный тормоз.

Чистка и смазка безынерционной катушки

Все характеристики катушки взаимосвязаны с ее элементами, поэтому последовательно разберемся, в составных частях и их непосредственном влиянии на характеристики катушки.

Сперва пару слов о разнице безынерционных катушек для спиннинга и поплавочной удочки.

1.При ловле спиннингом приманка, с участием лески и удилища, контролируется катушкой. Из этого следует, что в данной снасти очень важной является чувствительность. При ловли же поплавочной снастью управление ведется всей оснасткой и, в конечном итоге, самой приманкой. И основную роль здесь играет именно удилище, а не катушка.

2.В спиннинге высокие скорости не нужны, потому, что высокая скорость не позволяет производить равномерную проводку на больших скоростях. Этого нельзя сказать о поплавочном способе, где передаточное число и скорость подмотки должны быть высокими для более быстрой подмотки при перезабросах.

3.Мощность или тяговое усилие. В зависимости от класса спиннинга (от хэви до ультралайта), этот параметр имеет большое значение. Чем забрасываемая приманка тяжелее, тем мощнее должен быть механизм катушки большей легкости, лучшей чувствительности и плавности ведения приманки. Для снасти на поплавок данная характеристика не так важна, что объясняется более легкими оснастками.

Еще стоит отметить и то, что поплавочная катушка не является специально разработанным устройством, а является спиннинговой катушкой, адаптированной под поплавочный вид ловли.

Для рассмотрения выберем простую бюджетную катушку Alivia от компании Shimano. Основными отличиями ее от более совершенных катушек являются количество дополнительных полезностей, к примеру, количеством и качеством подшипников, и системой торможения.

  1. корпус катушки.
  2. ножка катушкодержателя.
  3. приводной механизм.
  4. ротор.
  5. фрикцион.
  6. переключатель для обратного хода.
  7. шток для крепления шпули.
  8. дужка лесоукладывателя.
  9. ролик лесоукладывателя.
  10. шестерня-колесо.
  11. закрывающая крышка на корпус.

Корпус безынерционной катушки

Он предназначен для установки на него всего механизма, объединения всех элементов катушки и обеспечивает крепление всей катушки к удилищу. Корпус катушки должен быть прочным и легким.

Материалами изготовления корпусов катушки являются:

  1. полимерные сплавы, применяемые в основном для дешевых катушек;
  2. алюминиевые сплавы и углепластик, применяется для корпусов катушек среднего и верхнего сегмента катушек;
  3. титаномагниевые сплавы, применяющиеся для высококачественных катушек премиум-класса.

Каких-либо больших отличий в технологиях их производства найти сложно, разве что в дешевых катушках качество сплавов и точность установки механизма влияют очень негативно на работу катушку.

Эргономика ножки катушки является сугубо индивидуальным делом, но в бюджетном-классе удобство хватки итак довольно хорошее.

Механизм вращения ротора безынерционных катушек

Состоит из устройства подачи шпули и главной пары.

Главная пара передает вращение от ручки на ротор. Состоит он из следующих элементов:

  • ведущего колеса
  • ведомой шестерни на главном валу.

На валу ведущего колеса есть четырехгранное отверстие, предназначенное для ручки. Вращая рукоятку, мы непосредственно вращаем ведущее колесо. Усилие от него передается ведомой шестерне основного вала, который вращает ротор. Главная пара является редуктором с определенным передаточным числом, которое у поплавочных катушек находится в диапазоне от 4,6:1 до 6,5:1.

Передаточное число катушки является прямым показателем того, сколько оборотов делает ротор катушки при одном обороте катушки.

То есть, если передаточное число 5:1, то это значит, что при одном обороте ручки ротор совершает пять оборотов.

Распространенной ошибкой , с которой рыбакам приходится сталкиваться, есть то, что многие рыбаки не разделяют такие определения как скорость подмотки и передаточное число , имея в виду под ними одно и тоже.

Скорость подмотки является показателем того, сколько лески наматывается на шпулю катушки за один оборот ручки. Скорость подмотки еще зависит от передаточного числа и самого диаметра шпули. К примеру, передаточное число 5,2:1 и диаметр шпули в сорок миллиметров. Скорость подмотки в таком случае равна 3.14×5.1×40 = 640.56 миллиметров лески за один оборот рукоятки катушки. При этом нужно учитывать еще и наполнение шпули леской, то есть, чем больше лески на ней намотано, тем больше лески в одном обороте ее вокруг самой шпули, поэтому диаметр шпули не точный, а ориентировочный, а реальный размер будет другим.

Чем больше размеры шестеренок в главной паре, тем механизм катушки мощнее. Но для простой поплавочной ловли фактор этот малозначителен, в отличии от спиннинговой ловли. Увеличенные шестерни в главной паре с несколько притертыми зубцами имеют маркировку FluiDrive Gearling, и являются плавно движущимся зубчатым механизмом. Расчет передачи может быть произведен на компьютере, а комплектующие сделаны на станках с компьютерным управлением, и катушки такого плана будут маркироваться как Digital Gear Design.

Зубцы шестеренок в катушке могут быть дополнительно механически обработаны для улучшения сцепления , уменьшения люфтов и снижения трущихся частей катушки . Такие механизмы имеют обозначение HaperGear (суперпередача).

Помимо взаимодействия штока ручки с ведущей шестеренкой четырехгранного отверстия в вале, есть еще и соединение винтом. Такое решение уменьшает люфты и имеет маркировку Direkt Drive Handsle.

Устройство подачи шпули является механизмом с возвратно-поступательными движениями. Есть два типа устройства:

  • винтовая передача;
  • кривошипный механизм шестеренка-кулиса.

Устройство с кривошипным (кулисным) механизмом состоит из малой шестерени, установленной на валу ведущего колеса, и деталей, изображенных на картинке «Кулиса»:

3 — каретка на штоке;

4 — шток для крепления и подачи шпули;

Хорошее исполнение пары шестерня-каретка, высокое качество сборки и ее притертость обеспечивают хорошую равномерность возвратно-поступательного движения штока без провалов и рывков, что обеспечивает ровную и плавную намотку на шпулю. Такие системы имеют обозначение как:

  • Slow Oscillation;
  • Close Winding System;
  • Silentoscillation.

Данные системы обладают дополнительными шайбами под шпулю для регулирования намотки лески. Поэтому, увидев на коробке указанные маркировки, обязательно проверяйте наличие регулировочных шайб.

Винтовое устройство подачи шпули — имеет следующие элементы (картинка «Винт»):

2 — шестерня привода;

3 — винт;

4 — шток для подачи шпули;

6 — каретка.

Главная пара передает вращение на каретку посредством кулачкового вала шестерни привода. Во многих моделях катушек применяется бесконечный винт с разным шагом и перекрестной нарезкой. Укладка лески на шпулю в этом случае будет перекрестной. При различном шаге канавок скорость движения шпули назад и вперед отличается.

Это обеспечивает хорошую укладку тонких лесок, при которой сход со шпули более легкий, что уменьшает вероятность запутывания, связанное с тем, что верхний слой лески утопился в нижний.

И под конец пару слов о том, какая система все-таки лучше. А никакая — обе хороши, если они хорошо рассчитаны и собраны. Для рыбака-поплавочника будет достаточно и кулисного механизма, который прост и дешев. Да и сама катушка будет меньше весить.

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки